Лектора, усомнившегося в психическом здоровье Лукашенко, экстрадируют в Беларусь
24 июня интернет-ресурс NEWSru.com опубликовал статью о судьбе российского гражданина Николая Петровского, который был лишен гражданства в РФ и, вероятно, будет экстрадирован в Беларусь по запросу белорусской милиции. Причиной преследования Петровского белорусскими властями стали его неосторожные публичные критические высказывания в адрес Александра Лукашенко, сообщает ресурс со ссылкой на «Новую газету».
Всю свою жизнь Петровский прожил с советским, а потом со сменившим его российским паспортом, окончив аспирантуру истфака МГУ, он поехал в Брест преподавать в местном инженерно-строительном институте. В 1993 году он поехал в Москву, где рассчитывал остаться и даже прописался, однако найти работу у него не получилось, и он вернулся в Брест, где стал преподавать в местном университете. В 1997 году получил белорусский паспорт, при этом от гражданства РФ не отказывался, отмечает издание.
В мае 2009 года, после Дня Победы, Петровский читал лекцию студентам. Накануне в Минске прошел парад, который принимал Лукашенко вместе со своим маленьким сыном Колей. Оба были в одинаковых маршальских формах. «Зачем наряжать пятилетнего мальчика в маршальскую форму? Есть в таком поведении главы государства что-то нездоровое», — цитирует издание слова Петровского на лекции.
Через неделю к преподавателю пришли двое мужчин, которые пригрозили ему крупными неприятностями в случае повторных неосторожных высказываний в адрес властей. Петровский пообещал никогда на лекциях вообще не упоминать Лукашенко. Позднее он узнал, что после того случая в его машину, в служебный кабинет, в телефон прослушивающие устройства и ждали, не попадется ли случайно преподаватель на взятке, пишет издание.
После установленной прослушки в машине отказал кондиционер, и в июле прошлого года, после переэкзаменовки у заочников, Петровский собирался ехать его ремонтировать, о чем договорился по телефону с мастером. Тот сказал, что стоить ремонт будет 120-150 долларов США.
А за несколько дней до переэкзаменовки лаборантка с кафедры попросила его поставить положительные оценки трем «хорошим студенткам», завалившим экзамен. Доцент согласился, «если они хоть что-нибудь напишут правильно». Ни о каких деньгах речь не шла. Но когда Петровский сдал ведомости, к нему подошел человек в милицейской форме и пригласил пройти в кабинет преподавателя, где их уже ждал другой милиционер.
Петровского попросили вывернуть карманы. Обнаружив 130 долларов, милиционеры отвезли доцента в СИЗО, где продержали трое суток, а затем освободили даже без подписки о невыезде. Но знакомые сотрудники правоохранительных органов из числа бывших студентов убеждали Петровского, что ему не простят тот афронт на лекции, рано иди поздно все равно посадят, подбросив какой-нибудь «криминал», и ему лучше уехать, повествует NEWSru.com.
В октябре «дело Петровского» неожиданно забрали из районной в областную прокуратуру и отдали следователю по важнейшим делам. Он вызывал Петровского четыре раза, допросил более сотни студентов и сотрудников университета. А в ноябре, вызвав Петровского на очередной допрос, заявил, что намерен изменить меру пресечения на содержание под стражей, потому что тот «неправильно отвечает на вопросы!». Адвокату Петровского тогда удалось отстоять свободу клиента, после чего тот уволился и вернулся в Москву.
22 января 2010 года его задержали и сообщили, что он находится в межгосударственном розыске. Инициатором розыска оказалось ГУБОП МВД Беларуси по Брестской области, мерой пресечения значилось заключение под стражу. Однако увидев паспорт гражданина России, зампрокурора Московского метрополитена Малофеев постановил: задержанный выдаче не подлежит. Доцента отпустили, а решение отправили в Беларусь.
Однако из Беларуси сообщили: преподаватель не «ваш», а «наш». Началась проверка, в ходе которой УФМС по Москве 10 марта признало Петровского «не приобретшим гражданство РФ», а паспорт гражданина РФ — выданным необоснованно, сообщает NEWSru.com со ссылкой на российскую «Новую газету».
Петровского лишили российского гражданства и решили экстрадировать в Беларусь.