В конце прошлой недели Всемирный банк выдал: зарплаты в России достигли рекордного уровня! Возможно, эту новость можно было бы принять за первоапрельскую шутку, если бы эксперты уважаемой международной организации не опирались на данные нашего же родного Росстата. А тот днями раньше подготовил доклад о социально-экономическом положении страны за 2010 год и начало нынешнего, 2011-го. Там черным по белому: за прошедший год реальная зарплата - то есть уже с поправкой на инфляцию и за минусом обязательных налогов - выросла на 4,2%. А реальные доходы россиян - на 4,1%.
ОТКУДА ДЕНЬГИ НА МАШИНЫ
Кстати, если считать «грязными», то есть без учета роста цен, то прибавки оказались еще больше. Эксперты Всемирного банка в своем докладе пишут: «Среднемесячная зарплата выросла на 17% по сравнению с предыдущим годом. Это самый высокий уровень с начала рыночных преобразований». Во как!
Так и хочется хлопнуть себя по карману. Однако сколько ни хлопай - прибавка почему-то не звенит. Да и многие, очень многие читатели на сайте «Комсомолки» в комментариях к подобным новостям то и дело пишут: «Работаю врачом (учителем, операционистом в банке), прибавки не видел уже года четыре, а цены выросли о-го-го!»
В общем, нескладушка какая-то получается. То ли статистика что-то не так считает, то ли народ прибедняется. Попробуем разобраться.
- Боюсь показаться субъективным, конечно, по уровню доходов наше общество сильно расслоилось. Но то, о чем говорит Росстат, все-таки не игра цифрами, - подтверждает директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов.
- И почему вы в этом так уверены?
- Потому что, помимо статистики по зарплатам, есть потребительский рынок. А ситуация там несравнимо лучше, чем была в 2009 году. Взять хоть авторынок. В 2009-м он схлопнулся чуть ли не вдвое: автозаводы останавливались, а точки продаж сокращали продавцов или вообще закрывались. Но уже в 2010-м авторынок вернулся на уровень 2008 года. Да, была запущена программа господдержки автопрома. Но там люди, сдав старую машину, получали субсидию от государства по 50 тысяч рублей. А остальные деньги они ведь откуда-то взяли...
- Но, согласитесь, машину все-таки покупает не каждый?
- Не каждый. Но Росстат считает не только зарплаты, но и индекс потребительской уверенности. А он готовится на основании опросов граждан. Так вот индекс этот пока отрицательный, но уже повыше, чем был в 2010 году: люди в ходе опросов заявляют, что готовы больше, чем раньше, тратить денег на покупку товаров и услуг. А раз готовы тратить, значит, все-таки заработали.
- Иначе говоря, народ у нас любит прибедняться?
- Видите ли, самооценка всегда субъективна. Например, люди часто сравнивают свое нынешнее благополучие с советскими временами. Но тогда денег у нас было достаточно, а за дефицитными товарами приходилось гоняться. Сейчас же наоборот: на прилавках изобилие, а денег, чтобы купить все и сразу, не хватает. Поэтому у многих создается впечатление, что они живут бедно, но на деле это не всегда так...
В ПРЕДЕЛАХ ПОГРЕШНОСТИ
Дело еще и в том, что зарплаты растут неравномерно. Посмотреть хоть по разным регионам страны, хоть по отраслям экономики.
- Когда говорят, что зарплаты выросли, важно знать - у кого, - считает главный научный сотрудник НИИ труда и социального страхования Роберт Яковлев. - Возможно, нефтяники и металлурги действительно стали получать больше, потому что нефть и металлы подорожали. А взять, к примеру, врача или учителя, то рост их зарплат совсем небольшой, в пределах статпогрешности.
В общем-то Росстат, в чей огород часто сыплются камни за слишком уж усредненные расчеты, отмечает практически то же самое. Так, по его данным, самые высокие зарплаты в стране у финансистов, в среднем 47 611 рублей. Это в 2,3 раза больше, чем средняя получка по стране. У нефтяников и газовиков рост доходов составил более 12%, средняя зарплата в отрасли - 43 371 рубль.
А вот работники села живут словно на другом конце света, их получки - только половина от средней по стране - 10 410 рублей в месяц. В ряды самых бедных вместе с аграриями смело можно записывать работников образования с зарплатами 13 632 рубля в месяц (66% от средней зарплаты в стране). Недалеко ушли и медики, зарабатывающие в среднем 15 371 рубль (это 75% от средней зарплаты в стране).
Больше того, в Росстате отмечают, что именно в образовании и здравоохранении особенно велика доля тех, кто вообще получает зарплату ниже прожиточного минимума. Как правило, это учителя сельских, малокомплектных школ, где из-за небольшого количества учеников педагоги работают не на полную ставку.
Помимо того, что в разных отраслях заработки отличаются в разы, по карте страны доходы тоже размазаны неравномерно. Многое объясняется тем, где сосредоточены те или иные производства.
На Ямале, к примеру, средняя зарплата более 44 тысяч рублей. Оно и понятно: там добывают газ. Не отстает нефтеносный Ханты-Мансийск с заработками более 40 тысяч. На пятки им наступает Москва: первопрестольную давно называют городом банков и офисов крупных компаний. Но несколько часов поездом от столицы - и словно в другую страну попадаешь: в Центральной России заработки в 3,5 раза меньше московских.
А самыми бедными в плане зарплат в России по-прежнему остаются республики Северного Кавказа. В целом по округу средняя получка едва превышает 12 тысяч рублей.
В ПОГОНЕ ЗА ИНФЛЯЦИЕЙ
В западных странах законодательно установлены пропорции, обязывающие бизнес индексировать зарплаты в зависимости от того, на сколько вырос индекс потребительских цен. У нас это происходит далеко не всегда и не на всех предприятиях. И это тоже еще одно объяснение - почему доходы растут слишком уж неравномерно.
- У нас законодательно устанавливается лишь уровень минимальной зарплаты, прожить на которую невозможно, - говорит Роберт Яковлев. - Все остальное - на совести бизнеса. А его социальная ответственность зачастую ох как хромает.
Государство лишь опосредованно может влиять на уровень зарплат. Ведь оно - крупнейший работодатель. И, назначая получки своим сотрудникам, предприниматели зачастую оглядываются: а сколько платят чиновникам или, например, в бюджетной сфере. А учитывая, что зарплата бюджетников прилично отстает от средней по стране, понятно, какой пример подает бизнесу государство.
- Есть еще одно расхожее мнение, что сначала должна расти производительность труда, а только потом - зарплаты, - продолжает Роберт Яковлев. - На самом деле это марксистский принцип. Он очень удобен нашим хозяевам предприятий, потому что всегда можно сказать: нет роста производительности - нет и прибавки к зарплате.
На самом деле такой принцип был справедлив для плановой системы, потому что там нужно сначала произвести товары, а потом распределить. В рыночной экономике все по-другому: сначала зарплата, которая создает потребительский спрос, а вслед за нею - производительность. Иначе, если люди не смогут покупать товары и услуги, для чего же тогда наращивать темпы их производства? На Западе это понимают, у нас - нет.
...Так что, когда в очередной раз услышите, что в стране растет зарплата, не удивляйтесь. Возможно, она выросла у вашего соседа или дальнего родственника. А Росстат, как всегда, посчитал в среднем.