А вот кто противостоит батьке:
В начале 1990-х существовала реальная опасность, что Белоруссия полностью попадет под контроль фашистят во главе с бесноватым Позняком, – если тот станет президентом. Когда в 1994 году победил Александр Лукашенко, "нацдемы" были ошеломлены.
– Это не народ, а быдло, – оценили они сквозь зубы выбор сограждан.
Было от чего потерять самообладание! Часть "нацдемов" к тому времени уже попробовала вкус власти. Позняк и его присные красовались на ТВ, раскатывали за государственный счет по белу свету, примеряли зады к министерским креслам, а самое главное – уже планировали разграбление советской собственности и разворовывание западных кредитов на российский манер.
Лукашенко незамедлительно положил конец безумной "белорусизации". Стотысячные тиражи белорусскоязычных книг отправились в макулатуру – в силу абсолютной невостребованности.
– Говорите по-человечески! – умоляет клерк в ЖЭКе, когда "нацдем" приходит за справкой и лопочет на "мове".
Не допустил белорусский президент и "приватизации", то бишь залоговых аукционов вкупе с притворными сделками. А также выполнял главное предвыборное обещание – взял курс на тесную интеграцию с Россией. Да, Союзное государство не достроено, но оно отнюдь не фикция, призванная потрафить стремлению к единению бывших "совков". Граждане Белоруссии в России и граждане России в Белоруссии уравнены во многих правах, и прежде всего – в праве на труд без унизительных миграционных карт и разрешений на работу.
БНФ же превратился в становой хребет всей белорусской оппозиции и сразу сделал ставку на Запад – благо тот политкорректно признает за националистом возможность быть демократом. Недаром пару лет назад "свободный мир" политкорректно согласился, что Косово возглавит лидер фашистской "Демократической партии Косово" Хашим Тачи.
Еще недавно этот обертеррорист руководил бандами "Косовской освободительной армии", созданной американским ЦРУ и германским БНД из албанских уголовников и арабских наемников.
Грантососы
Нет приватизации – нет и бизнеса, который мог бы финансировать оппозицию. В такой ситуации БНФ и солидарные с ним прочие оппозиционные силы крепко подсели на западные гранты. По данным американской газеты Christian Science Monitor, в 1994–2001 годах белорусская оппозиция распихала по приватным карманам $24 млн, т.е. примерно 30% той суммы, которую выделили США и ЕС на борьбу с Лукашенко.
Под носом у "диктатора" ежегодно распиливались $3 млн – как вам это нравится, читатель?
"Способов зарабатывания денег в оппозиции существует огромное количество, – вынес сор из избы политолог Александр Федута, бывший доверенным лицом одного из соперников Лукашенко на выборах 2001 года. – Здесь и получение средств из нескольких источников для проведения одного и того же мероприятия, оформление самого себя, своих близких и родственников на получение грантов... нерасчет с людьми".
Пример: в заявке на грант можно было указать 20 тыс. маек с оппозиционной агитацией, но выпустить таких маек достаточно лишь десяток. Затем ради отчета спонсору получатели гранта возили свои майки по белорусским городам и фотографировали в них местных молодых людей на фоне легко узнаваемых зданий и площадей. Отмывались даже зарубежные инвестиции в культуру: словно заправские чиновники, оппозиционеры лоббировали перед спонсорами интересы какого-либо деятеля или коллектива, от которого получали затем откат.
На средства зарубежных фондов записавшаяся в оппозицию молодежь беспрерывно каталась в Польшу, Францию, Германию, США. "Дзяўчынкi" пытались там выскочить замуж ("каб нiколi ня вяртацца на убогую Бацькаўшчыну"), "хлопцы" подрабатывали в ресторанах да на стройках (этим занимался и "поэт" Адамович после того, как его одиозный имидж стал мешать руководству БНФ). Те и другие заваливали местные власти просьбами политического убежища, а в качестве доказательства своей принадлежности к оппозиции размахивали антилукашенковскими листовками.
Впрочем, все это – мелочи, массовка. "Полевые командиры" оппозиции жили на гранты годами: денег хватало и на ночные клубы, и на престижные автомобили, и на переезд из хрущоб в просторные квартиры, и на отдых в экзотических странах.
"Грантоотсос" продолжается и поныне, только в более изощренных формах. США и Евросоюз давно не питают иллюзий относительно белорусскоязычных прохиндеев, однако ради окончательной дезинтеграции Pax Ruthenia все средства хороши. "Полевые командиры" по-прежнему желанные гости в Вашингтоне и Брюсселе, где призывают "поддерживать демократию в Беларуси".
Русофобы
Свыше 20 лет назад националисты стали настойчиво вводить в русские тексты написание "беларуский" вместо "белорусский" и "Беларусь" вместо "Белоруссия": лишь бы поиздеваться над русским языком. Русофобия – оборотная сторона "белорусизации".
Всю русскую литературу белорусскоязычная "интеллигенция" объявила зарубежной – даже ту, которая создавалась на территории Белоруссии ее же гражданами. Так, в Минске в 2010 году увидел свет библиографический справочник "Пераклады твораў замежнай літаратуры ў часопісе "Крыніца"" ("Переводы произведений зарубежной литературы в журнале "Родник""). Нашлись там и несколько рассказов автора этих строк, переводенные с русского на белорусский язык. Их я написал, проживая в Белоруссии, но теперь они оказались зарубежными, а русский язык (государственный по конституции) – иностранным.
Строго говоря, "нацдемы" даже не признают существования русского народа, называя его "расейцамi" или "маскалямi", а русский язык – "расейскай мовай" (в отличие от "языка БНФ", в "официальном" белорусском языке употребляются слова "рускія", "рускі"). Об этом громко не говорят, но подразумевают, что кровь "маскалей" испорчена неславянскими элементами (тюрками, кавказцами, финно-уграми и пр.): дескать, белорусы, украинцы или поляки – чистые славяне, а русских в природе вообще не осталось – одни россияне.
Так русофобия приобретает черты откровенного фашизма. А ведь сделка с сатаной заключается лишь раз – затем все катится по инерции. Знаете, как "нацдемы" встретили известие о начале Второй чеченской войны в августе 1999-го? Потирая руки и дьявольски хихикая, они рассуждали о том, что теперь немало проклятых "москалей" сложат головы. Живодеры Басаев и Хаттаб считались у белорусских "человеколюбов" героями.
Взрывы российских жилых домов в сентябре того же года привели к настоящей эйфории: экстремистам показалось, что ненавистная Россия погружается в террористическую пучину. Авось это помешает поставкам энергоносителей в Белоруссию и в итоге поможет свалить Лукашенко? Сообщения о российских потерях на Северном Кавказе и сегодня вызывают злорадный оскал.
Один борзописец из числа идеологов БНФ однажды не сдержался, да и брякнул о наболевшем:
– Не хочу сказать, что хороший русский – это мертвый русский. Но, в общем, это почти так.
Другой "серый кардинал" из окололитературной тусовки любит пофилософствовать:
– Русские все время воевали, захватывали и удерживали новые земли. Им некогда было заниматься культурой, в частности, литературой. Даже лучшие их словари созданы датчанином Далем и немцем Фасмером...
Разумеется, албанские боевики в Косово пользовались у БНФ не меньшей симпатией, чем боевики чеченские, и в том же 1999 году белорусские "нацдемы" аплодировали натовским бомбардировкам Сербии. В югославской истории страстно хотелось увидеть сюжет, по которому будут развиваться события "ў роднай Бацькаўшчыне". Националисты спали и видели американские самолеты над Минском, возмущенный народ, берущий штурмом правительственные здания, – естественно, для того, чтоб тут же передать их оппозиции.
При этом излюбленный трюк "нацдемов" заключается в том, чтобы обвинять в фашизме президента Лукашенко: у кого что болит... Обвинения эти дивно сочетаются с сетованиями на то, что в высшем руководстве страны мало белорусов. Так гитлеровцы объявили немцев арийцами и изгнали из органов управления всех неарийцев.
Яды русофобии впрыскиваются в общество на протяжении почти четверти века, и плоды видны невооруженным глазом. В начале июля 2010 года в Витебске (областной центр) открылся мемориал, посвященный узникам Витебского гетто. "Тут в 1941 году гитлеровцами были расстреляны 10000 евреев, – гласит надпись на идише, белорусском и английском языках. – В памяти нашей навсегда".
На русский язык надпись не переведена, хотя 10000 убитых разговаривали прежде всего именно по-русски (родным у большинства из них был, конечно, идиш, но в 1930-е годы от него повсеместно отказывались в пользу русского, и дети в еврейских семьях росли русскоязычными).
Переписывание истории катится само собой, "на автомате", и постеры на перекрестках твердят об освобождении "Республики Беларусь" от нацистов 3 июля 1944 года. Пожалуй, молодежи уже и невдомек, что в этот день Советская Армия – т.е. в основном русские солдаты, – очистила от врага Минск, столицу Белорусской Советской Социалистической Республики.
Тут поневоле вспоминаются руховцы (украинские "нацдемы"), провозгласившие протоукраинцев самым древним народом Земли.
Когда в перестройку начались осквернения еврейских кладбищ и запахло погромами, белорусские "нацдемы" оценили конъюнктуру и стали рядиться защитниками "библейского племени". Так, если выпивоха в автобусе заплетающимся языком молол антисемитский вздор, член БНФ отважно делал ему замечание.