Лукашенко меняет ТС и белорусскую АЭС на газовый терминал в Клайпеде
28.06.2010 15:55 | АФН
Категории: Беларусь Газ
Независимость Беларуси, в том числе и энергетическая, от переполненной имперскими амбициями России сегодня стала главной темой переговоров А.Лукашенко и премьера Литвы Андрюса Кубилюса.
Обе страны импортируют российский газ с той лишь разницей, что Литва уже давно адаптировалась к мировым ценам на топливо, а Беларусь до сих пор пользуется огромной скидкой в 40% (10% скидка по контракту на 2010 год и отсутствие экспортной пошлины в 30%).
"Чтобы укрепить суверенитет, независимость и мощь наших государств, нам надо незамедлительно предпринять ряд шагов по укреплению этой независимости", - заявил сегодня А.Лукашенко на встрече с литовским премьером.
При этом он постарался убедить Кубилюса в том, что "возможные направления сотрудничества между Беларусью и Литвой никак не идут вразрез с требованиями и политикой ЕС, на которые ориентирована ваша страна".
"У нас сегодня схожие проблемы, и поэтому есть схожие направления решения этих проблем. Мы готовы решать эти проблемы", - заявил Лукашенко.
Более предметно «возможные направления» обозначил премьер РБ Сергей Сидорский.
"Одним из направлений энергетической стратегии Беларуси является выход на производство (ред. - строительство) терминала по разжижению газа (ред. – в Клайпеде). Этот проект мы прорабатываем с нашими литовскими коллегами. Есть еще два-три альтернативных варианта, однако Беларуси интересен проект с литовцами. Такой же (ред. – аналогичный) проект прорабатывает правительство Литвы», - сообщил Сидорский.
«Поэтому мы можем объединить финансовые ресурсы, чтобы в порту Клайпеды поставить такой завод по разжижению газа и доставке через Литву. Это короткий путь - 285 км магистральной трубы... Объединив наши усилия, мы можем реализовать такой проект", - пояснил белорусский премьер.
Речь идет о возможных поставках по примеру Польши катарского сжиженного газа в Беларусь через Клайпеду для снижения газовой зависимости от России.
Но если экономика Польши, как и экономика Литвы, также адаптирована к мировым ценам на газ, а импорт сжиженного газа из Катара является выполнением общего для всех стран ЕС требования к диверсификации поставок энергоресурсов, то белорусской экономике в ее нынешнем состоянии не под силу даже газ с 40% скидкой.
Согласно контракту с Катаром Польша, начиная с 2014 года, будет импортировать порядка полутора миллиардов кубометров в год в течение 20 лет на примерную сумму $550 млн. в год. То есть цена на катарский газ составит порядка $367 за тысячу кубометров, что несравнимо выше c текущей ценой на газ для Беларуси $184,8 и даже индикативной на 2011 год в $250. Да и полтора миллиарда кубов – это всего лишь месяц текущей белорусской потребности в газе. Белорусская экономика потребляет до 20 млрд. кубов газа в год.
Без всякого сомнения, литовский премьер хорошо понимает экономическую бесперспективность затеи белорусских властей. Но сегодня Литва готова строить в своих портах не только газовый терминал, в котором она сама нуждается, но и все что угодно заказчику за его (заказчика) деньги. Или за деньги Евросоюза.
«У нас есть хорошие возможности идти таким путем укрепления независимости. В реализации этих проектов был бы заинтересован и Европейский союз", - заявил премьер Литвы на встрече с Лукашенко, утверждая, что Восточное партнерство "создает хорошие для этого возможности".
Только одной Литве Евросоюз денег на строительство газового терминала не даст – дешевше выйдет доставка катарского газа из Польши. Но если в проекте будет участвовать Беларусь, то шансы получить финансирование ЕС заметно усиливаются.
Во-первых, это инвестиции, поток которых в Литву из-за кризиса резко сократился. Во-вторых, под шумок можно выставить свои условия. В частности, на прошлой неделе литовский министр энергетики Арвидас Секмокас заявил, что Литва постарается максимально учесть пожелания Беларуси насчет газового терминала. Но это произойдет только в том случае, если Беларусь примет решение о местонахождении будущей АЭС, которое устроит и Литву.
Единственным таким местом расположения, убеждена литовская сторона, может стать площадка в районе Игналинской АЭС, которая была закрыта в конце минувшего года. Не исключено, что при таком сценарии Литва может сходу предложить Беларуси долю в Игналинке. Но проблема в том, что у белорусских властей не нашлось денег даже на погашение задолженности перед Газпромом в размере $200 млн. О каком газовом терминале может идти речь в таком случае, ведь Евросоюз все равно не оплатит весь клайпедский проект.
Пока же Беларусь вынуждена «обеспечивать» свою энергетическую независимость заявлениями о скором связанном китайском кредите в $1 под модернизацию Лукомльской и Березинской ГРЭС.
"Реализация этих проектов позволит существенно укрепить энергетическую и национальную безопасность Беларуси", - заявил сегодня глава КГК Зенон Ломать.
В чем Ломать усмотрел безопасность страны в данном случае – знает только он сам. Ведь как до модернизации, так и после нее, обе ГРЭС продолжат вырабатывать тепло и электроэнергии за счет сжигания российского газа или мазута, полученного из российской нефти.
Впрочем, накануне саммита глав стран Таможенного союза в Астане (4-5 июля) и за три дня до запуска второй стадии ТС, белорусские власти будут уверять в возможности реализации любого энергетического проекта, который создаст конкуренцию российским углеводородам. Местный электорат уже повелся. Вот только Россия с Казахстаном этих потуг пока не заметили.