Президент России не стал помогать Александру Лукашенко сохранить лицо в газовом конфликте. Перед открытием саммита G8 Дмитрий Медведев в достаточно жестких тонах высказался о поведении Беларуси в газовой войне, дав понять: российский визави повел себя скорее как истеричка, не знающая элементарных основ юриспруденции, нежели как деловой партнер и союзник.
Ситуацию с поставками газа в Беларусь президент РФ Дмитрий Медведев прокомментировал в режиме видео-конференции с правительством и своей администрацией прямо из канадского Хантсвилля (где 25 июня открылся G8). Главной темой диалога с Москвой стало обсуждение текущей ситуации с поставками газа в Европу через территорию Беларуси.
Вызвав на прямую связь «Газпром», президент поинтересовался у Алексею Миллера, по его словам, «неприятными вещами». «У нас была ситуация с неоплатой долга. Что сейчас?» - спросил Дмитрий Медведев.
Глава «Газпрома» в ответ отрапортовал, что со вчерашнего дня после взаимного погашения долгов поставки газа через территорию Беларуси были возобновлены. «Газпром» полностью оплатил услуги за транзит на базе контракта, подписанного в декабре 2006 года. В соответствие с этим контрактом, если нет дополнения, как в нашем сейчас случае, на текущий год, то действует базовая ставка – 1, 45 доллара за 1 тысячу кубометров на 100 километров. У «Газпрома» нет задолженности перед белорусскими коллегами за транзит», - особо подчеркнул г-н Миллер. Добавил, что текущие переговоры по новому транзитному договору на 2010 год «ведутся конструктивно». «Думаю, в самое ближайшее время договор будет подписан», - отметил он.
Хотя вопрос можно было бы на этом закрыть, российский президент посчитал необходимым высказать свою позицию по поведению Беларуси (которая после сокращения из-за долгов «Газпрому» поставок газа на свою территорию начала перекрывать вентиль на транзитной трубе в Европу, грозя перекрыть и поставки нефти) отдельно и максимально доходчиво. Отметив, что факт улаживания конфликта не может не радовать, Дмитрий Медведев сообщил: «Но объективности ради нужно отметить, что это надо было сделать раньше, а не создавать проблемы и долги. Надеюсь, что впредь они будут осмотрительнее и будут вовремя все делать!»
Отчитав белорусскую сторону как школьника, не сделавшего вовремя уроки, президент на том не остановился и прошелся по поводу требований белорусской стороны оплатить транзит по цене, не заложенной в ранее подписанном контракте. «Соблюдение контрактных обязательств – это очевидная вещь для любого человека, который обладает элементарными юридическими знаниями, а не занимается политиканством!» - с раздражением заявил Медведев, добавив, что все остальное – это эмоции.
«Я надеюсь, они там немножко охладятся, наши партнеры, и будут работать так, как и принято, по-честному, по-партнерски, не занимаясь политиканством, а добросовестно, исполняя свои контрактные обязательства! – заявил он, добавив: - Именно такого ответственного поведения мы ждет от белорусских партнеров».
Жесткие и почти пренебрежительные слова президента прозвучали как ответ Александру Лукашенко на его попытку поставить России ультиматум. Дмитрий Медведев мог сгладить конфликт, высказав понимание белорусской стороне, вместо этого президент отчитал своего коллегу, давая как будто понять: никаких уступок Москва больше Минску не сделает, пока у позиции Минска не будет уступок по таможенным переговорам.
«РБК daily»