Сила группового мышления на примере украинского кризиса

http://www.ukraina.ru/opinions/20140822/1010241550.html

Официальная позиция Вашингтона по Украине – «во всем виноват Путин» – настолько сильна, что даже такие независимые эксперты как Пол Кругман не могут устоять под натиском массовой дезинформации, пишет Роберт Пэрри

Когда даже такие умные люди как экономист Пол Кругман поддаются на искаженное освещение украинского кризиса, сложно решить, что делать: впасть в отчаяние из-за неспособности американцев трезво оценивать мировые проблемы или же подивиться невероятному таланту американской политической и информационной пропагандистской машины создавать собственную реальность.

В своей статье в New York Times от 18 августа Кругман заявляет, что Президент России Владимир Путин спровоцировал кризис на Украине и, исходя из этого так называемого факта, утверждает, что одиозный российский президент, вероятно, решил таким способом заполучить новые территории или же просто отвлечь внимание населения от экономических проблем в стране.

«Кто-то по-прежнему надеется на легкие победы, — пишет Кругман. — Это лишь мое предположение, но вполне вероятно, что Владимир Путин полагал, что ему удастся свергнуть правительство Украины или, по крайней мере, за бесценок отхватить солидный кусок ее территории. Немного помощи повстанцам (что Россия, кстати, отрицает) — и земли у тебя в руках.

http://ukraina.ru/images/101024/18/1010241880.jpg

Недавно ответственный редактор Harvard Business Review Джастин Фокс выступил с предположением, что украинский кризис может уходить корнями в пошатнувшуюся российскую экономику. Он отмечает, что Путин удерживается у власти отчасти благодаря длительному периоду динамичного экономического роста. Однако темпы роста замедлились, поэтому Путину надо было срочно переключить внимание людей на что-то другое».

Но если взглянуть на истинные причины кризиса на Украине, то становится ясно, что его возникновение спровоцировал именно Запад, а не Россия. Путин лишь принял меры в ответ на свержение Президента Виктора Януковича и введение прозападного и враждебного Москве и этническим русским на Украине режима.

В прошлом году именно Европейский Союз лоббировал подписание экономического соглашения об ассоциации с Украиной, которое включало в себя требования Международного валютного фонда о введении мер жесткой экономии в стране, население которой и так живет в нужде. Политическая и пропагандистская поддержка программы ЕС отчасти финансировалась американским правительством через такие организации как Национальный фонд поддержки демократии.

Когда Янукович отказался от условий МВФ в пользу более выгодного пакета мер по оказанию помощи размером в 15 млрд долларов, предложенного Путиным, американское правительство начало поддерживать массовые демонстрации против режима Януковича и за приход власти нового правительства, которое заключит соглашение об ассоциации с ЕС и согласится с требованиями МВФ.

В начале этого года украинский кризис стал усиливаться, однако внимание Путина было сосредоточено на Олимпиаде в Сочи, в частности, на предотвращении терактов во время Игр. Нет никаких доказательств того, что Путин тайно пытался раздуть кризис на Украине. Напротив, все свидетельствует о том, что он всячески старался сохранить статус-кво, оказать поддержку действующему украинскому президенту и предотвратить ухудшение ситуации.

Москва поддерживала стремление Януковича достичь политического компромисса, включая заключенное при посредничестве Европы соглашение о досрочных выборах и ограничении президентских полномочий. Однако, несмотря на эти уступки, 22 февраля, в ходе очередной волны протестов, неонацистские боевики вынудили Януковича и многих других представителей власти бежать из страны, чтобы спасти свои жизни. Госдепартамент США незамедлительно признал правительство, пришедшее к власти в результате переворота, «легитимным». 

Поскольку новые власти также принимали провокационные меры против этнических русских (например, голосование в парламенте по вопросу о запрете использования русского языка в качестве официального), на востоке и юге страны нарастало недовольство. В Крыму подавляющее большинство жителей проголосовали за отделение от Украины и вхождение в состав России. Это решение было поддержано российскими войсками, которые базировались в Крыму согласно давней договоренности с украинскими властями.

Не было никакого российского вторжения, как утверждает New York Times и прочие американские СМИ. Российские войска уже были дислоцированы в Крыму на базе ВМФ, которая исторически располагалась в Севастополе. Путин согласился на присоединение Крыма отчасти из-за опасений, что база может попасть в руки НАТО и тем самым создать стратегическую угрозу России.

Однако ключевым моментом предположения Кругмана о том, что Путин якобы спровоцировал украинский кризис, дабы захватить новые территории или отвлечь россиян от экономических проблем, является тот факт, что Путин присоединил Крым только из-за свержения режима Януковича. Если бы Янукович не был свергнут, то нет никаких оснований полагать, что Путин предпринял бы какие-либо политические шаги относительно Крыма или Украины.

Правда и то, что переворот 22 февраля был частично срежиссирован правительством США во главе с помощником Госсекретаря США по делам Европы и Евразии Викторией Нуланд — бывшим советником вице-президента Ричарда Чейни и женой идеолога неоконсерваторов Роберта Кагана, который был одним из авторов американского вторжения в Ирак.

Еще до украинского переворота в СМИ попала запись телефонного разговора Нуланд и американского посла на Украине о том, кто должен заменить Януковича. После переворота ее протеже — «Яц» или Арсений Яценюк — стал новым премьер-министром и начал реализовывать в стране программу жесткой экономии МВФ.

Однако вскоре на востоке Украины, который был политической базой Януковича и больше других регионов потерял бы из-за экономической ориентации страны на Запад и сокращения экономических связей с Россией, вспыхнуло недовольство киевскими властями. Однако западные СМИ вместо того, чтобы признать эти вполне понятные опасения восточных украинцев, изображают этнических русских жителей Украины как простых пешек Путина, лишенных собственного мнения.

Мне говорят, что Москва якобы тайно предоставляет помощь повстанцам на востоке Украины (в основном, легкое вооружение), но Путин при этом выступает за политическое урегулирование ситуации (подобное тому, что было предложено немецким канцлером Ангелой Меркель). По условиям соглашения, восточной Украине предоставляется большая автономия, и признается присоединение Крыма Россией в обмен на установление мира на востоке страны и финансовую поддержку киевского правительства со стороны России.

Тем не менее, что бы кто ни думал о Путине лично или о предложенном мирном соглашении, ошибочно утверждать, будто бы Путин спровоцировал украинский кризис. Обратное утверждение гораздо больше соответствует действительности. Со стороны Кругмана или кого-то иного было бы неправильным опираться на эту ложную посылку, чтобы выявить так называемые мотивы Путина.

Как одному из немногочисленных здравомыслящих экспертов по вопросам глобальной экономики нашего времени, Кругману должно быть лучше чем кому бы то ни было известно, что согласие с доминирующим групповым мнением может породить предположения, которые неизбежно приведут к ложным выводам.

Автор текста: Роберт Пэрри