Валютный кризис: Даже девальвация не решит нынешние проблемы
Правительство Белоруссии ждет от Нацбанка только одного решения - девальвации белорусского рубля, пишет "Агентство финансовых новостей". Об этом фактически открытым текстом заявил вице-премьер Сергей Румас.
Следует отметить, что, комментируя действия Нацбанка по урегулированию кризиса на валютном рынке, Румас, очевидно, понятия не имел о том, что сегодня (31 марта - ИА REGNUM) Нацбанк объявил о моратории на изменения в валютное регулирование, продолжает издание. Тем самым чиновник подтвердил предположение о том, что нынешний состав правительства не оказывает никакого влияния на проводимую Нацбанком финансовую политику. "Конечно, отклонение в 10% можно оценивать и называть по-разному, но по сути мы возвращаемся к множественности валютных курсов. И было бы хорошо, если бы это 10-процентное отклонение официального курса решило проблему, но те сигналы, которые посылает рынок, говорят о том, что этого 10-процентного отклонения явно недостаточно", - заявил сегодня вице-премьер. "Как показали итоги торгов на межбанковском рынке, за эти дни межбанковский рынок не ожил, и ряд авторитетных экспертов высказывают мнение, что это полумера и Нацбанку необходимо осуществлять дальнейшие шаги в этом направлении", - продолжил он.
Румас признал, что правительство понятия не имеет, какое решение примет Нацбанк, говорится в статье. "Не обходится и дня, чтобы Нацбанк не принял какое-либо решение. Эти решения активно обсуждаются. Кто-то называет их позитивными сигналами, кто-то, наоборот, ругает", - сказал вице-премьер. "Правительство уже неоднократно высказывало свою точку зрения по этому вопросу. То, что относится к нашей компетенции, мы совместно с Нацбанком решаем, принимаем пусть и не всегда популярные меры, например постановление №240. Мы считаем, что, приняв это решение, мы ситуацию с инвестиционным импортом поставили в цивилизованные рамки, чтобы те, кто хочет завозить инвестиционный импорт и не имеет валютной выручки, пользовались услугами банков, которые готовы предоставлять кредиты на эти цели... Мы обеспокоены тем, что предприятия и граждане не могут нормально функционировать и покупать валюту. Мы максимально высказываем Национальному банку свое видение этого вопроса", - фактически заявил Румас о необходимости девальвации. "Но в конечном итоге решение вопросов валютного регулирования остается за Нацбанком. Нам бы хотелось, чтобы ситуация разрешилась и рынок начал функционировать. Какими инструментами это сделать - Нацбанку виднее", - подчеркнул он.
По его словам, девальвация снимет настороженность инвесторов, пишет АФН. "Настороженность инвесторов есть, и это сегодня необходимо признать, так как для инвестора, который вкладывает средства в другую страну, очень важна стабильность и понятность ситуации, а также прогноз, как эта ситуация будет развиваться. Здесь мы видим, что отдельные органы госуправления не дорабатывают, в том числе по части большей информированности о состоянии рынка", - бросил Румас еще один булыжник в огород Нацбанка.
Он также высказал большое сомнение в том, что российский кредит хоть как-то изменит ситуацию на валютном рынке, продолжает издание. "...сигналом для отмены введенных временных ограничений на валютном рынке не станет даже возможное получение денег от Российской Федерации. Таким сигналом должно стать улучшение состояния экономики", - подытожил вице-премьер.
В общем, власти дали старт публичной дискуссии на тему "Плюсы и минусы очередной девальвации". Теперь слово за Нацбанком, резюмирует АФН.
Глава белорусской миссии МВФ Крис Джарвис 24 марта вновь посоветовал белорусским властям как-то разрулить ситуацию с дефицитом платежного баланса, пишет "Белорусы и рынок". "Мы думаем, девальвация - это хорошая идея", - сказал К. Джарвис. По его словам, "альтернативой могло бы стать ужесточение бюджетной и денежно-кредитной политики и обуздание роста зарплат". Оценивая действия властей, он также отметил, что "ограничения на валютном рынке не устраняют фундаментальной проблемы мягкой экономической политики и могут даже усугубить проблему". "Время уходит", - предупредил представитель МВФ.
Джарвису, конечно, легко, сидя в Вашингтоне, рассуждать о путях выхода из сложившейся ситуации, он же не является членом белорусского правительства или главой Нацбанка, а, значит, никому в Белоруссии не обещает, что девальвации не будет и зарплату не будут сокращать, продолжает издание. Сделай сегодня одно из двух - тут же утрата доверия.
Национальный банк, который раньше, отказываясь от девальвации, говорил о необходимости сохранения доверия к банковской системе, своими последними ограничениями только и делает, что сеет сомнения в рядах порядочных клиентов, толкая банки на сомнительные "успокоительные" меры: то валюта в обменниках закончилась, то по карточкам операции ограничили, говорится в статье. Не добавила доверия к банковской системе и остановка на час работы белорусского процессингового центра 24 марта, когда по всей Белоруссии люди не могли снять деньги или расплатиться карточкой в магазинах и кафе. И никто из руководства Нацбанка не посчитал нужным успокоить население: мол, не надо волноваться, продолжайте и дальше двигаться в сторону безналичных расчетов. А процессинговый центр невразумительно сослался на какую-то инструкцию.
Так, может, кто-то напишет инструкцию для клиентов, что им делать, когда, уже отобедав в кафе, они не могут расплатиться? - пишет "Белорусы и рынок". И как в этот момент на фоне дефицита валюты избавиться от мыслей, что завтра ты уже не сможешь воспользоваться своими кровными и по валютной карточке? Увы, заботясь о сохранении имиджа и отбиваясь от слухов о девальвации, Нацбанк лишь породил куда более опасные тенденции: население начинает беспокоиться за сохранность не только рублевых, но и валютных вкладов.
Не стоит ли прислушаться к господину Джарвису? - задаётся вопросом издание. Может быть, девальвация была бы не самой плохой идеей по сравнению с замаячившими множественностью курса и ограничением конвертируемости валюты, резюмирует "Белорусы и рынок".
Среди основных мер исправления платежного баланса Белоруссии сегодня чаще всего называют девальвацию рубля и зарубежные заимствования, пишет "Наше мнение". Возможно ли таким способом решить проблему? Какие еще меры можно предпринять для проведения эффективной макроэкономической корректировки?
Девальвация рубля и зарубежные заимствования - это разовые меры, способные уменьшить отрицательное сальдо счета текущих операций платежного баланса на ограниченное время, продолжает издание. Девальвация белорусского рубля позволяет привести в соответствие спрос на валюту в белорусских рублях с наличием этой валюты. Кроме того, девальвация снижает цены на экспортируемые белорусские товары в иностранной валюте, что стимулирует их реализацию за рубежом. Одновременно повышаются цены на импортируемые товары, что ограничивает их реализацию в Республике Беларусь и тем самым способствует уменьшению отрицательного внешнеторгового сальдо, являющегося основной причиной дефицита счета текущих операций платежного баланса.
Однако все эти факторы имеют ограниченный период действия, говорится в статье. Новое расхождение между спросом на валюту и ее предложением достаточно быстро возникнет в результате активной эмиссии белорусских рублей со стороны Национального банка, которая значительно опережает рост валютной выручки белорусских субъектов хозяйствования. Эффект девальвации будет серьезно стимулировать отечественный экспорт всего несколько месяцев, пока используются импортные составляющие, закупленные до снижения курса белорусского рубля.
Затем отечественные предприятия будут вынуждены закупать импорт за подорожавшую валюту, пишет "Наше мнение". Поскольку импортная составляющая в отечественной продукции приближается к 50%, то уже через два-три месяца эффект от девальвации смазывается. Временный выигрыш на внешних рынках произойдет за счет снижения удельного веса заработной платы в себестоимости продукции при условии, что зарплату не будут повышать после девальвации белорусского рубля. Однако рост цен на потребительском рынке из-за девальвации белорусского рубля заставит пропорционально повысить и заработную плату. В результате примерно через 6-9 месяцев эффект от девальвации сойдет на нет.
Ситуация с внешними заимствованиями для поддержания курса белорусского рубля еще печальнее, продолжает издание. Полученные кредиты просто проедаются без осуществления серьезных инвестиционных проектов, которые повысили бы эффективность национальной экономики. В то же время растет внешний долг, который нужно будет отдавать. На 1 января 2011г. валовой внешний долг составил USD28,5 млрд, в том числе долг органов государственного управления - USD10,1 млрд, органов денежно-кредитного регулирования - еще USD1,9 млрд. Из-за недостатка валюты существуют также проблемы с погашением внешних долгов банков (USD5,8 млрд) и других секторов экономики (USD10,0 млрд).
Ситуация с долгами постепенно становится угрожающей, говорится в статье. Не случайно международные рейтинговые агентства Standard & Poor`s и Moody`s снизили в текущем месяце кредитные рейтинги Белоруссии, а международное агентство Fitch Ratings пересмотрело в сторону понижения рейтинги надежности семи крупнейших белорусских банков.
Таким образом, отмечает издание, как девальвация белорусского рубля, так и увеличение внешних заимствований для поддержания курса национальной валюты кардинально не решают проблему дефицита счета текущих операций платежного баланса. Реально существует лишь один выход - серьезная модернизация системы управления национальной экономикой, отказ от ориентации на рост объемных показателей (в том числе и отмена доведения заданий по росту ВВП) и упор на увеличение доходности хозяйствования. Если проводить исторические параллели, то сегодня нам нужна примерно такая же масштабная экономическая реформа, какая была проведена в Советском Союзе в 1965 г, резюмирует "Наше мнение".
В последние дни как в Минске, так и по всей стране в обменных пунктах наблюдается ажиотажный спрос на валюту вообще и на американские доллары в частности, пишет белорусская редакция Радио "Свобода". По этому поводу издание опубликовало интервью с экономистом Леонидом Злотниковым.
"- Удастся ли властям снизить ажиотаж некими заявлениями либо придется специально давать банкам дополнительно наличную валюту?
- Никакие заявления не помогут, если денег в обменниках не будет. Объективно власть может продержать этот курс еще два-три месяца. Пока он держится благодаря золотовалютным резервам. Если власть начнет продавать промышленные объекты, когда начнутся поступления от приватизации или от новых заимствований (нужен ежемесячно один миллиард долларов, чтобы затыкать разные дыры), тогда государство может продержать существующий курс. Но, насколько я знаю ситуацию, ждать регулярных поступлений денег таких размеров ежемесячно маловероятно.
- Сейчас власти стоят перед двумя непростыми вариантами, каждый из которых имеет большие минусы. Могут ли власти пойти на падение курса рубля с политической точки зрения? Ведь это снижение доходов населения в долларовом выражении?
- Как известно, зарплаты населения за первый месяц года и так упали. Кроме того, довольно быстро растут цены - 4,2 процента за два месяца - это много. Инфляция съедает доходы, и это означает, что большинству населения скоро будет не до покупки валюты. Если денег будет хватать только от зарплаты до зарплаты, то и не будет большого спроса на валюту. Таким образом, валютная проблема будет частично решена. Населению придется затягивать пояса.
- Рискнете ли вы дать прогноз, каким может быть курс белорусского рубля, например, на конец года? - Если будет налажено привлечение средств от приватизации или от новых заимствований, то этот курс можно удержать. Но, поскольку инвестиции в белорусскую экономику пока не очень эффективны, то эту проблему все равно придется решать через год-два. Если же не будет этого поступления валюты, то курс может достичь уже в этом году 4000-4500 белорусских рублей за доллар".